Не так давно одна знакомая в ответ на мой рассказ заметила – «…согласитесь, без шоу результат мало кому нужен… обязательно нужен тот, кто будет принимать овации. Пусть даже этим человеком будет не тот, кто этот результат действительно достиг»
Чтож, трудно не согласиться - овации и премию, как правило, будет получать не тот, кто над результатом старался. В корпоязе это называется «прямое каскадирование целей». И как следствие - «обратное каскадирование вознаграждения». Но вот насчет шоу есть нюансы. Причем, более очевидные, чем в анекдоте про Василия Ивановича и Петьку.
Шоу, и связанный с ним восторг, являются результатом столкновения с неожиданностью. Как Владимир Тарасов описывал – момент несовпадения вашей картины мира с действительностью. Позвольте, но в компаниях, особенно больших, всё сделано во избежание неожиданности. Прогнозирование, планирование, корректировка плана, актуализация корректировки и даже вознаграждение согласно установленных показателей. Все это должно свести неожиданности к нулю. Спойлер – в реальности не совсем работает. Тем не менее, какое шоу можно ожидать от исполнителей, у которых материальное вознаграждение поставлено в прямую зависимость от ожидаемых показателей? Чьи шаги жестко расписаны внутренним регламентом, который руководство зачастую чтит выше регионального законодательства? Чьё поведение стандартизировано типовым специальным или высшим образованием? Чей профиль отбирал отдел кадров по стандартным шаблонам и тестам? Чей день расписан по совещаниям, на которых каждая идея сначала обсуждается, а потом согласовывается со всеми, кто на реализацию решения может иметь хоть какое-то влияние?
Правильно. В плане работы шоу категорически запрещены. Остается сфера взаимоотношений. Вот здесь и разворачиваются цирк дю соле и гладиаторские арены в одном флаконе. Впрочем, на эту тему написано немало книг. Например, лучшее из того, что читал - Сьюзэн Коллинз в своей трилогии «Голодные Игры» очень хорошо описала процесс внутренней конкуренции и необходимости понравиться зрителям и спонсорам. А в фильме замечательно показана беспомощность наставников Вудди Харрельсоном и важность антуража бесподобным Ленни Кравитсом. Стоит ли удивляться важности софт-скиллов при отборе кандидатов?